Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
В каком кружке Вы или Ваш ребенок хотели бы заниматься?
Всего 197 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 230 человек

Словарь по демографии

Дата: 17 февраля 2014 в 09:06, Обновлено 22 ноября 2017 в 15:03

Государственное учреждение образования

«Мостовский районный центр

творчества детей и молодёжи»

Словарь терминов и понятий

 к инновационному проекту

«Внедрение модели формирования демографического поведения обучающихся, направленного на  укрепление института семьи»

Брак — семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям, в большинстве современных государств требует соответствующего оформления (регистрации).

Web-сайт - совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере.

Образовательный web-сайт - это совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере, использование которых может сопровождаться аттестацией обучающихся.

Веб-квест- несколько определений понятия:

-  проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета (http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest_collections.php) ;

- мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Это конструктивный подход к обучению. Ученик не только собирает, систематизирует информацию, полученную из Интернета, но и направляет свою деятельность на поставленную перед ним задачу, часто связанную с их будущей профессией;

 - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметные;

- это один из видов телекоммуникационных проектов. Разработка веб-квестов ведётся на основе технологии проектного обучения, целью которого является практическое закрепление полученных теоретических знаний практически по всем циклам дисциплин, приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности

Веб-проект - подразумевает материалы, которые подготовлены к публикации на сайте в виде гипертекстовой разметки. Это проект, приспособленный к работе в интернете, что говорит о том, что документ выполнен в формате одного или нескольких XML языков.Веб-проект - это последовательность XML-файлов, которые связаны между собой системой навигации по страницам веб-документа.

Веб-проект, который был опубликован в интернете под своим доменным именем, называется сайт. Регистрация домена, качественный сервер или хост - вторичны. Основной момент в создании сайта и в веб-дизайне - это только сам веб-проект. Зарегистрировать домен (доменное имя), выбрать хороший хостинг и оплатить его можно за несколько часов.

Веб-проект — это самостоятельная единица интеллектуальной продукции, выполненная и оформленная средствами технологий веб-дизайна.    Веб-проект - разработка, доступная к полномасштабному ознакомлению в информационной среде Интернета (это значит, что для просмотра / изучения контента может быть использован обычный браузер).

Гендер это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме. Подобно концепциям о классах, расе и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов. Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Компоненты гендера:

  • Когнитивный — гендерное самосознание: «Я знаю, что я женщина/мужчина»
  • Эмоциональный — гендерная идентичность: «Я чувствую себя женщиной/мужчиной»
  • Поведенческий — гендерные роли и особенности поведения: «Я веду себя как женщина/мужчина»

 Гендерный подход - основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям

Гендер как культурный символ – данное понятие связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Гендерное воспитание-  направлено не только на изучение физиологических и психологических особенностей полов, но и на формирование правильных представлений о предназначении мужчины и женщины, их функциях в обществе, культуре взаимоотношений, равноправии и недопустимости дискриминации по половым признакам.

Демогра́фия (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и т. д.

Демографическое поведение - система действий и отношений, опосредствующих демографические поступки, явления. Это такая сторона деятельности индивида, семей и других малых групп, которая непосредственно ведет к сохранению или изменению их демографического статуса. Иногда субъектами Д.П. выступает целая нация или население региона. Д.П. - это сложный результат взаимодействия физиологических и психологических характеристик индивида, условий его жизнедеятельности, а также духовных норм и ценностей окружающих его социальных групп и общества в целом.

В узком понимании Д.П. включает действия и отношения, связанные только с воспроизводством населения, непосредственно - с рождаемостью и смертностью и опосредственно - с брачностью, овдовением и разводимостью.

В широком понимании Д.П. кроме названных включает также действия и отношения, связанные с миграцией населения и его социальной мобильностью.

Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демографическая ситуация — состояние демографических процессов, состава и размещения населения какой-либо территории или страны в целом в определенном году или периоде. Описание демографической ситуации включает обычно характеристику рождаемости, смертности и общих закономерностей воспроизводства населения, а также брачности, разводимости, формирования семьи, иногда — изменений в составе населения как предпосылки и результата этих процессов.

Депопуляция — устойчивое уменьшение абсолютной численности населения определенной территории, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих.

Интернет-проект - это совокупность гипертекстовых документов, отражающих общий замысел (план) или предварительные схемы создания какой-либо информационной инфраструктуры. Другими словами, под Интернет-проектом можно подразумевать любую технически реализуемую концепцию информационного массива, масштаб, программная поддержка и сетевая стратегия которого зависят от ряда важнейших факторов, влияющих на уровень популяризации проекта, его надежности и рентабельности.

Инновация- происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). Инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом.

Инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

При этом, как правило, непосредственное изучение моделируемого объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера. Принято условно подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.

Оптимизация - восходит к глаголу «оптимизировать» через прилагательное «оптимальный», впервые зафиксированному в словарях в нашей стране и за рубежом в начале 60-х гг. ХХ века и трактовавшемуся как «составлять, просчитывать программу, наиболее приемлемую модель организации чего-либо. «Оптимизация» (лат. оptimus наилучший) определяется как выбор наилучшего (оптимального – наиболее благоприятного) варианта задачи из множества возможных при данных условиях.

Семья – есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

Это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья как социальный институт включает в себя:

- совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

- общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства);

- переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка и т. д.) в семейной жизни.

Осознать – понять, уразуметь, сознательно усвоить .

Осознание - формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира.

Ответственное отношение к здоровью - это достаточно сложное психическое новообразование. Оно включает: отношение к здоровью как к ценности; формирование представления о себе как о здоровом человеке; переживание возможности утраты здоровья; способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья.

Поведение репродуктивное – поведение включающее систему действий и отношений, опосредствующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Главные компоненты репродуктивного поведения – сексуальное поведение, репродуктивная установка и регулирование (планирование) рождаемости. К основным показателям репродуктивных установок (индикаторам) относится: идеальное, ожидаемое (планируемое, сколько всего детей собираются иметь) и желаемое (при всех необходимых условиях) число детей.

Пол — это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков, определяющих человека как мужчину или женщину, мальчика или девочку . Понятие «пол» многоуровневое, оно включает как биологические, так и социальные характеристики. Биологический пол дается индивиду от рождения, в то время как социальный пол формируется прижизненно под влиянием социальных факторов.

Репродукти́вные права́ — часть законных прав и свобод, связанных с воспроизводством и сексуальным здоровьем.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, репродуктивные права — это        право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка.  

Репродуктивные права могут включать все или некоторые из следующих положений: право на законный и безопасный аборт, право на контроль над рождаемостью, право на доступ к качественной медицине в репродуктивной сфере, а также право на образование и доступ к информации, позволяющей сделать осознанный и свободный репродуктивный выбор. Репродуктивные права также могут включать в себя право на получение образования о контрацепции и венерических заболеваниях, а также свободу от принудительной стерилизации, абортов и контрацепции, а также защиту от таких гендерных практик, как нанесение увечий женским гениталиям и мужским половым органам.

Социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социальная адаптация детей-инвалидов представляет собой специфический процесс преодоления социо-психо-физиологической недостаточности и формирования необходимых социальных качеств для развития и полноценного включения личности в жизнедеятельность современного социума.

Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение.

Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.

Ценность — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным; объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным, или ценностно-нейтральным.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.